1. Понятия «система», «система управления», «информационная система»
Понятие системы. Системой называется любой объект, который, с одной стороны,рассматривается как единое целое, а с другой - как множество связанных между собой или взаимодействующих составных частей.
Понятие системы охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое. В систему входят следующие компоненты.
1. Структура - множество элементов системы и взаимосвязей между ними. Математической моделью структуры является граф.
2. Входы и выходы - материальные потоки или потоки сообщений, поступающие в систему или выводимые ею. Каждый входной поток характеризуется набором параметров {x(i)}; значения этих параметров по всем входным потокам образуют вектор-функцию X. В простейшем случае X зависит только от времени t, а в практически важных случаях значение X в момент времени t+1 зависит от X(t) и t. Функция выхода системы Y определяется аналогично.
3. Закон поведения системы - функция, связывающая изменения входа и выхода системы Y = F(X).
4. Цель и ограничения. Качество функционирования системы описывается рядом переменных ul, u2,.„, uN. Часть этих переменных (обычно всего одна переменная) должна поддерживаться в экстремальном значении, например, max ul. Функция ul = f(X,Y,t,...) называется целевой функцией, или целью.
Зачастую f не имеет аналитического и вообще явного выражения.
На остальные переменные могут быть наложены (в общем случае двусторонние) ограничения аК <= gK(uK) <= ЬК, где 2 <= К <= N.
Среди известных свойств систем целесообразно рассмотреть следующие - относительность, делимость и целостность.
Свойство относительности устанавливает, что состав элементов,
взаимосвязей, входов, выходов, целей и ограничений
зависит от целей исследователя. Реальный мир богаче системы.
Поэтому от исследователя и его целей зависит, какие стороны
реального мира и с какой полнотой будет охватывать
система. При выделении системы некоторые элементы, взаимосвязи,
входы и выходы не включаются в нее из-за слабого
влияния на остающиеся элементы, из-за наличия самостоятельных
целей, плохо согласующихся с целью всей системы,
и т.д. Они образуют внешнюю среду для рассматриваемой
системы.
Делимость означает, что систему можно представить состоящей
из относительно самостоятельных частей - подсистем,
каждая из которых может рассматриваться как система.
Возможность вьщеления подсистем (декомпозиция системы)
упрощает ее анализ, так как число взаимосвязей между подсистемами
и внутри подсистем обычно меньше, чем число связей непосредственно между всеми элементами системы. Выделениеподсистем проводит исследователь, и оно условно.
Свойство целостности указывает на согласованность цели
функционирования всей системы с целями функционирования
ее подсистем и элементов.
Надо также иметь в виду, что система, как правило, имеет
больше свойств, чем составляющие ее элементы. Так, предприятие
обладает юридической самостоятельностью, а его подразделения- нет.
Экономическая информационная система представляет собой
систему, функционирование которой во времени заключается
в сборе, хранении, обработке и распространении информации
о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.
Экономические информационные системы предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экономическим объектом.
Автоматизация конторских работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи.
Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации.
Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений.
Для ЭИС соблюдаются следующие принципы их построения и функционирования.
1. Соответствие. ЭИС должна обеспечивать функционирование
объекта с заданной эффективностью. Критерий эффективности
должен быть количественным.
2. Экономичность. Затраты на обработку информации в
ЭИС должны быть меньше экономического выигрыша на
объекте при использовании этой информации.
3. Регламентность. Большая часть информации в ЭИС поступает
и обрабатывается по расписанию, со строгой периодичностью.
4. Самоконтроль. Непрерывная работа ЭИС по обнаружению
и исправлению ошибок в данных и процессах их обработки.
5. Интегральность. Однократный ввод информации в ЭИС
и ее многократное, многоцелевое использование.
6. Адаптивность. Способность ЭИС изменять свою структуру
и закон поведения для достижения оптимального результата
при изменяющихся внешних условиях.
Среди других особенностей ЭИС следует назвать обработку больших объемов информации по сравнительно простым алгоритмам, высокий удельный вес логической обработки данных (сортировка, группировка, поиск, корректировка)
и представление подавляющей части информации в виде документов.
При создании информационной системы возникает задача объективной оценки качества ее функционирования. Такая оценка особенно актуальна потому, что современные информационные системы - это сложные и дорогостоящие проекты, на их создание расходуются значительные ресурсы. Эффективность работы информационной системы выражается при помощи набора числовых характеристик, называемых
критериями эффективности. Каждый критерий количественно
определяет степень соответствия между результатами проектирования или функционирования ЭИС и поставленными перед ней целями.
Величина, выбранная в качестве критерия, должна удовлетворять ряду требований:
• должна прямо зависеть от процесса проектирования (функционирования) системы,
• давать наглядное представление об одной из целей системы,
• иметь сравнительно простой алгоритм расчета,
• допускать приближенную оценку по экспериментальным
данным.
ЭИС обычно оценивается по комплексу критериев. Оценке подлежат:
• система в целом,
• отдельные составляющие этапа проектирования системы,
например проекты информационного, программного
и технического обеспечения,
• важнейшие компоненты этапа эксплуатации системы,,
например подготовка информации, ее обработка, ведение
информационных массивов.
Как правило, функционирование ЭИС направлено на успешную реализацию нескольких целей. Типичный перечень может включать следующие цели.
1. Повышение эффективности управления объектом (цели
С1-СЗ):
С1 - максимальную полноту информации для обеспечения
принимаемых решений;
С2 - представление информации с максимально возможной
скоростью;
СЗ - максимальное удобство взаимодействия информационной
системы с потребителями.
2. Эффективное использование ресурсов ЭИС (цели С4 - С6):
С4 - сокращение расходов на создание, эксплуатацию и развитие
ЭИС;
CS - максимальное извлечение выходной информации из
имеющегося объема данных;
С6 - сокращение избыточности в базе данных.
Критериями для названных целей будут:
К1 - отношение объема информации в базе данных к объему
информации на объекте управления
К2 - время обработки информации в ЭИС;
КЗ - время, которое потребители расходуют на запрос необходимой
информации и ее использование в управлении;
К4 - сумма капитальных вложений и текущих затрат на
создание, эксплуатацию и развитие ЭИС;
К5 - отношение объемов входной и выходной информации;
Кб - доля избыточной информации в общем объеме данных.
Одновременное достижение указанных целей практически
неосуществимо. Например, повышение эффективности ЭИС
по критериям К1 и КЗ вызывает увеличение К4 и достигнутое
состояние системы противоречит С4.
Среди ЭИС выделяют Управляющие информационные системы
(для управления технологическими процессами на предприятии)и системы административно-оргавшзационного типа
для обслуживания коллектива специалистов, осуществляющих
управление предприятием.
2. Структура и характеристика компонентов ЭИС
При решении любых задач с использованием ЭВМ требуется наличие ряда компонентов:
• исходной и справочной информации для расчета,
• метода (алгоритма) решения задачи, записанного в виде программы, которая может быть выполнена на ЭВМ,
• самой ЭВМ как исполнителя алгоритмов,
• пользователей, т.е. лиц, которые используют результаты решения задачи в своей профессиональной деятельности.
Для функционирования ЭИС необходимы компоненты, аналогичные названным выше, но с более сложной организацией.
Компоненты информационной системы - это база данных,
концептуальная схема и информационный процессор, образующие
вместе систему хранения и манипулирования данными.
В окружающем нас мире выделяются материальные системы различного назначения. Все, что происходит в процессе функционирования материальных систем, может быть описано
в форме сообщений. Появление сообщений о событиях, происходящих в материальной системе, представляет собой информационное отображение материальных процессов.
Так, выпуск продукции рабочими порождает сообщения о том, кто из рабочих изготовил определенные изделия, когда и на каком оборудовании, в каком количестве и т. д.
Сообщение может быть выражено на естественном языке, однако часто применяют форматированные сообщения, когда выделяются опорные свойства (параметры) происходящего события и в сообщении приводятся названия свойств и их значения.
Пример сообщения
На склад #2 1.02.98 поступили генераторы от завода «Динамо
» в количестве 50 шт. по цене 200 руб.
ФОРМАТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ЭТОГО СООБЩЕНИЯ:
Название параметра Значение параметра
Получатель Склад № 2
Отправитель Завод "Динамо"
Изделие Генератор
Дата 01.02.98
Цена 200 руб.
Количество 50 шт.
Таких сообщений о поступлении изделий на склады предприятия появляется достаточно много. Они совпадают по названиям параметров и различаются по значениям параметров.
Многие сообщения легко разделяются на компоненты и представляются в форматированном виде. Форматированные сообщения - это наиболее массовый вид сообщений, хранимых и обрабатываемых в ЭИС. Вместе с тем существует экономическая информация, которую практически невозможно
форматировать, например приказы по предприятию.
База данных (БД) - это набор сообщений, которые
• являются истинными для соответствующей материальной системы,
• непротиворечивы по отношению друг к другу и к концептуальной схеме.
Сообщения в БД обычно являются форматированными и
хранятся в виде единиц информации.
Единицей информации называется набор символов, которому придается определенный смысл. Это понятие в основном относится к базе данных, хранящей форматированные сообщения.
Если в сообщении «На склад № 2 01.02.98 поступили генераторы
от завода «Динамо» в количестве 50 шт. по цене 200 руб.»
названия параметров фиксированы, то набор символов «склад
№ 2, з-д «Динамо», генератор, 01.02.98, 200 руб., 50 шт.» является
единицей информации. «01.02.98» также является единицей информации.
Минимально необходимы две единицы информации - атрибут
и составная единица информации (СЕИ).
Атрибутом называется информационное отображение отдельного свойства некоторого объекта, процесса или явления.
Любое сообщение записывается в форматированном виде
как указание свойств (параметров) предметов, о которых мы говорим. Поэтому информационное отображение любого явления
представляет собой набор соответствующим образом подобранных атрибутов.
Составная единица информации представляет собой набор из атрибутов и, возможно, других СЕИ.
Простейшими СЕИ являются таблицы, подобные приведенной
выше. СЕИ позволяет создавать произвольные комбинации из атрибутов.
База данных ЭИС хранится в запоминающих устройствах вычислительной системы (ЭВМ). Хранимые представления данных очень часто не соответствуют первоначальному множеству форматированных сообщений. Однако сейчас при рассмотрении
БД будем считать, что сообщения хранятся в виде
таблиц.
Концептуальная схема (от слова concept - понятие) представляет собой описание структуры всех единиц информации, хранящихся в БД. Под структурой понимается вхождение одних единиц информации в состав других единиц информации.
В рамках нашего примера можно говорить о двух единицах
информации - параметре (атрибуте) и таблице (СЕИ).
Предположим, что таблица Т соответствует всей базе данных.
В концептуальной схеме должно быть указано, что БД состоит
из Т, а Т содержит параметры Получатель, Отправитель,
Изделие, Дата, Цена, Количество.
Информационный процессор - это механизм, который в ответ на получение команды выполняет операции с БД и концептуальной схемой. Информационный процессор состоит из вычислительной
системы и системы управления базой данных -СУБД.
Под вычислительной системой будем понимать серийно
выпускаемую электронно-вычислительную машину (ЭВМ) либо несколько ЭВМ, соединенных каналами связи в вычислительную сеть.
ЭВМ состоит из ряда устройств, каждое из которых способно выполнять свойственные ему операции.
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) используется для хранения программ и данных. Скорость чтения и записи для ОЗУ, как правило, одинаковы, ОЗУ является наиболее быстродействующим устройством ЭВМ.
Процессор выполняет команды, находящиеся в программе.
Выполнение команды обычно предполагает обращение к ОЗУ.
ЭВМ может содержать любое число внешних устройств, чаще всего это внешние запоминающие устройства и устройства печати информации.
База данных предполагает централизованное управление
данными, что обеспечивает ряд преимуществ:
• сокращение избыточности хранимых данных благодаря однократному хранению каждого сообщения в базе данных,
• совместное использование хранимых данных всеми пользователями ЭИС,
• стандартизацию представления данных, упрощающую проблемы эксплуатации БД и обмена данными между ЭИС,
• обеспечение процедур проверки достоверности информации и процедур ограничения доступа к данным,
• совмещение требований к использованию БД со стороны различных пользователей ЭИС.
Системой управления базой данных называется комплекс программ, обеспечивающий централизованное хранение, накопление, модификацию и выдачу данных, входящих в БД. Предполагается, что в управлении базой данных принимает участие специальное должностное лицо - администратор базы данных.
3. Жизненный цикл ЭИС
В жизненном цикле ЭИС можно укрупненно выделить несколько этапов, относящихся к ее разработке, и период эксплуатации системы.
Разработкой (проектированием) ЭИС называется процесс составления описания еще не существующей системы на разных языках и с различной степенью детализации,в ходе которого осуществляется оптимизация проектных решений. В процессе детализации описаний наступает момент, когда имеющиеся описания позволяют создать действующую
систему (изготовление изделия по имеющимся чертежам) и наступает период эксплуатации ЭИС.
Проектирование разделяется на проектные операции.
Проектная операция включает выбор проектных решений и позволяет определить значения параметров, характеризующих БД, вычислительную систему и программное обеспечение.
Этапами проектирования являются: обоснование создания ЭИС, разработка технического задания, техническое и рабочеетпроектирование, ввод ЭИС в действие. Процесс эксплуатации обычно через некоторые периоды времени прерываетсятстадиями модификации системы.
Стадию эксплуатации можно охарактеризовать как период стабильного функционирования ЭИС, не требующий изменения ранее принятых проектных решений.
Под стадией модификации будем понимать процесс корректировки проектных решений по отдельным компонентам ЭИС.
Более детальное описание' работ на стадии проектирования включает в себя следующие действия.
1. Обследование предметной области:
• границы предметной области и возможности ее расширения,
• перечень объектов предметной области,
• информационные потребности пользователей,
• необходимые процессы обработки данных с указанием
их периодичности,
• ЭВМ, на которой предполагается реализовать ЭИС,
• требования к функционированию ЭИС, частота поступления
и корректировки информации, методы обеспечения
ее достоверности.
Результатом обследования предметной области должно
быть техническое задание на разработку системы.
2. Определение объектов и их атрибутов.
Для каждого объекта и процесса необходимо:
• выделить идентифицирующие свойства и провести нормализацию,
• определить количество экземпляров каждого объекта и рост этой величины во времени,
• определить методы вычислений производных показателей на основе значений исходных показателей.
3. Установление всех структурных связей между объектами и процессами и вычислимости на этой основе всех запросов. Разработка структуры базы данных, проверка ее корректности и полноты.
4. Определение технологии работы ЭИС, т.е. определение порядка сбора, контроля и хранения данных, определение форматов ввода-вывода информации, установление объемных и временных характеристик выдачи информации, установление правил работы всех групп пользователей.
5. Выбор ЭВМ и программных средств для реализации ЭИС. Среди программных средств в первую очередь необходимо выбрать операционную систему и СУБД. Оценка требуемых объемов памяти и трудоемкости разработки программ.
6. Проверка корректности проекта и определение сроков его реализации.
Итогом перечисленных выше действий становится технический проект ЭИС.
7. На стадии рабочего проектирования необходимо:
• создать описания всех компонентов базы данных,
• разработать экранные формы и системы меню для всех групп пользователей,
• разработать программы для всех приложений,
• заполнить ЭИС отладочными данными и оттестировать ее,
• составить инструкции по работе с ЭИС и обучить пользователей.
Стадия эксплуатации начинается с заполнения ЭИС реальными данными.
Этапы эксплуатации и модификации ЭИС поочередно меняют друг друга до тех пор, пока не наступит момент морального старения ЭИС и будет принято решение о ее ликвидации
и разработке принципиально новой системы и сменные инженеры.
Важность исследования процессов модернизации ЭИС можно пояснить такими данными: стоимостные затраты на модернизацию ЭИС достигают примерно трети объема эксплуатационных расходов, за год в ЭИС обычно меняется 10-40% первичных документов и 20-50% выходных документов.
Экономическим объектам свойственны динамичность и развитие, что непосредственно влияет на состояние ИС. Поэтому на стадии эксплуатации ИС усиливаются факторы, доказывающие необходимость-последующей модернизации.
Среди них:
• изменения на объекте управления и во внешней среде
(дрейф параметров предметной области),
• изменение состава рабочей нагрузки вычислительной системы,
замена оборудования, рост объема файлов,
• накопление опыта работы с ЭИС,
• обнаружение проектных ошибок.
Задачи модификации ЭИС обычно рассматриваются как неперспективные и нежелательные. Эта работа считается очень простой в сравнении с проектированием ЭИС, она ассоциируется с исправлением проектных ошибок, сделанных другими.
Вместе с тем модифицируемая система обычно плохо документирована, попытки улучшения прикладных программ иногда кончаются ничем. В итоге довольно быстро наступает момент, когда интерес к системе теряется и начинается новая
разработка. Однако планомерная модификация базы данных и других компонентов ЭИС позволяет поддерживать в требуемых границах ее технические и эксплуатационные характеристики, отсрочить момент морального старения системы.
На стадии эксплуатации системы в отсутствие специальных мероприятий по модернизации ИС ухудшаются ее эксплуатационные показатели, например, снижается пропускная способность. Происходит также ухудшение соответствия между параметрами предметной области и параметрами БД. В процессе эксплуатации ЭИС производится слежение за изменением параметров ЭИС и предметной области. Для этого используются, например:
• информация об изменениях в системе документооборота и структуре отдельных документов,
• данные об изменениях в составе решаемых экономических задач, системе экономических показателей и методах их расчета,
• характеристики потока запросов к БД,
• оценки пользователей о качестве получаемой информации,
• информация системной мониторной программы или аналогичных средств, работающих в составе применяемых операционных систем и СУБД, сбор статистики о выполненных заданиях.
Должны также фиксироваться изменения количественных и качественных характеристик предметной области. В этой сфере могут происходить изменения в организационной
структуре экономического объекта, составе параметров, характеризующих
объект, методах их расчета. Изменения зачастую связаны с реконструкцией производства, выпуском новых изделий, освоением новых технологий, совершенствованием
конструкторской документации. Может меняться состав организационных и технологических ограничений на объекте.
Сравнение результатов измерений с аналогичной информацией за прошлые периоды времени и отклонение текущих параметров функционирования ЭИС от нормативных могут дать основание для проведения модификации ЭИС. Анализ результатов наблюдений должен быть различным в зависимости от целей, которые предполагается достичь после проведения модификации. Первоначально должна быть поставлена
цель модификации ЭЙС и определено множество методов, ведущих к достижению требуемой цели. Собираемая и анализируемая информация должна лишь доказать (или опровергнуть) целесообразность применения конкретного метода модификации и позволить выработать его спецификацию
Цели модификации ЭИС можно разделить на шесть больших
групп:
• исправление проектных ошибок,
• улучшение эксплуатационных характеристик ЭИС,
• адаптация к изменениям в предметной области,
• разработка нового приложения,
• обеспечение совместимости с другими ИС,
• перенос БД в новую аппаратно-программную среду.
Конкретные методы модификации ЭИС группируются по четырем направлениям
• реструктуризация БД,
• перепрограммирование прикладных задач,
• реорганизация БД,
• настройка вычислительной системы.
Данные таблицы показывают, что автономные операции над базой данных (реструктуризация и реорганизация) не могут быть эффективно использованы для целей модификации без одновременного совершенствования вычислительной системы
и программного обеспечения.
Большинство процедур модификации ЭИС могут производиться без прекращения стадии эксплуатации. Однако необходим контроль всех компонентов ЭИС (базы данных, вычислительной системы, программных средств) после проведения каких-либо усовершенствований.
Билет 4. Структурный подход, каскадная модель разработки ЭИС
Методы проектирования ПО реализуется через технологию проектирования, которая определяется как «совокупность технологических операций проектирования в их последовательности и взаимосвязи». Существует две базовые концепции разработки проекта ПО ЭИС: Структурный подход и объектно-ориентированный (рис. 4).
А Б
Рисунок 4
Структурный подход (рис. 4.А) связан с функциональной декомпозицией системы, в результате которой выделяются связанные по иерархии компоненты (функции, процедуры обработки данных), каждый из которых обладает ограниченной функциональностью, обозримостью и может модифицироваться автономно от других компонентов (становится самостоятельным модулем), но при этом соблюдается целостность ЭИС.
Результатом структурного подхода является разработка модульной архитектуры ПО ЭИС. Данные и программы при структурировании отделены друг от друга, что обеспечивает независимость представления логики обработки данных от их физической организации. В качестве инструментальных средств проектирования в структурном подходе чаще всего используются:
1. Методы структурного анализа и проектирования — SADT (Structured Analysis and Design Technique);
2. Диаграммы потоков данных — DFD (Data Flow Diagram);
3. Диаграммы «сущность–связь» для реляционных БД — ERD (Entity Relationship Diagrams).
Структурный подход к проектированию может использовать как каскадную, так и спиральную модель ЖЦ ПО.
Существует две базовые модели разработки ПО ЭИС:
• каскадная модель (70-е г. 20 века);
• спиральная модель (80-е г. 20 века).
Для каскадной модели характерно (рис. 2):
• каждая стадия должна заканчиваться получением результатов, являющихся исходными данными для выполнения работ следующей стадии;
• переход на следующую стадию выполняется последовательно, после завершения всех работ предыдущей стадии;
• документирование работ каждой стадии выполняется как на предварительной, так и на окончательной фазе их выполнения.
Грфически это выглядит как строгая хронологическая последовательность стадий:
Рисунок 2
Каскадная модель идеально подходит для небольших, «монолитных» проектов, не имеющих развитой структуры, и не подходит для структурно-сложных или многокомпонентных проектов. Проекты, отличающиеся новизной или неопределенностью своих требований, не могут быть жестко регламентирована на всех стадиях ЖЦ ИС. В реальных разработках выполняются возвраты к предыдущим стадиям, вносятся коррективы и повторяются стадии ЖЦ. .
БИЛЕТ № 5 Объектно-ориентированный подход, спиральная модель разработки ЭИС
Объектно-ориентированное программирование (проектирование) использует объектную декомпозицию. Объекты – совокупность данных (свойств) и методов обработки данных, активизируемых при наступлении предопределенных событий. Объекты объединяются в классы, экземпляры объектов классов наследуют свойства и методы обработки, типизируют процесс обработки. Объект соединяет в себе методы и свойства.
Объектно-ориентированный подход позволяет интегрировать языки модулирования и case технологии для создания программного кода автоматизированным способ.
Спиральная модель разработки ПО предполагает:
1. Повтор выполнения стадий с последовательным расширением функциональности ПО.
2. Использование прототипов (шаблонов) для отдельных компонентов ПО.
Спиральная модель ориентирована на выпуск версий (релизов) ПО.
Методы проектирования ПО ИС представляют собой совокупность технических операций для различных стадий разработки и создания ИС.
6. Организационная структура управления ЭИС
В общем случае организационная структура управления проектированием регулирует взаимоотношения подразделений и должностных лиц в организации, устанавливает распределение ролей, полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально-технических связей, возникающих в процессах управления. Организационная структура и организационный механизм как система связи в данной организации во всем многообразии проявлений образуют организационные формы управления деятельностью коллектива.
Формы управления, применяемые в организациях - разработчиках ЭИС, зависят от выполняемых работ. Как правило, в организациях-разработчиках выполняются, как об этом было сказано выше, работы, связанные с проектированием ЭИС и с поддержкой и сопровождением ЭИС.
Организационная форма управления проектированием ЭИС играет большую роль в реализации задач повышения эффективности процесса разработки систем. Форма управления является тем стержнем, который во многом определяет содержание и качество проекта системы. Можно передать в распоряжение разработчиков самые совершенные средства проектирования, четкие формы документации, планы работ, методы контроля, но без должной организации не получить проект, удовлетворяющий потребностям заказчика. И наоборот, совершенная форма организации проектирования восполняет недостаток эффективных средств проектирования и в отдельных случаях даже квалификации разработчиков.
ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки :
• ИП1 - информационный поток из внешней среды в систему управления (нормативная информация, создаваемая государственными учреждениями; поток информации о конъюнктуре рынка);
• ИП2 - информационный поток из системы управления во внешнюю среду (отчетная информация в государственные органы, инвесторам; маркетинговая информация потенциальным потребителям;
• ИПЗ - информационный поток из системы управления на объект управления (плановая, нормативная и распорядительная информация для осуществления хозяйственных процессов);
• ИП4 - информационный поток от объекта управления в систему управления (обратная связь - учетная информация о состоянии объекта управления - сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услугах).
На различных уровнях управления (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем:
• система обработки данных (СОД);
• информационная система управления (ИСУ);
• система поддержки принятия решений (СППР).
Формирование организационных форм управления в организациях - разработчиках ЭИС осуществляется по функциональному, проектному (целевому) и матричному принципам.
Функциональный принцип построения структуры организации используется при выполнении задач проектирования постоянного характера. Для выполнения каждого вида задач, например, разработки постановки экономических задач, информационного обеспечения и т.п., формируются функциональные подразделения из специалистов определенного профиля. Подобная организационная структура обладает высокой степенью централизации управления, ей присущ авторитарный стиль руководства. В области разработки ЭИС функциональная структура организации встречается весьма редко.
Для построения организационных структур проектных организаций наиболее часто используется проектный принцип. На основе этого принципа формируется организационное подразделение - проектная группа (проект), которая предназначена для одноразовой разработки ЭИС. Специалисты проектной группы образуют автономную организационную единицу, руководитель (главный конструктор) которой имеет соответствующие полномочия и несет полную ответственность за результаты деятельности проектного коллектива, который после выполнения проекта может быть расформирован.
Матричное построение организационных структур предполагает формирование в организации - разработчике ЭИС из специалистов функциональных подразделений проектных групп для разработки конкретных проектов. При этом специалисты не теряют принадлежности к соответствующему функциональному подразделению и находятся в двойном подчинении: у руководителя проекта (ответственность по проекту) и у руководителя функционального подразделения (организационная ответственность).
Матричные структуры применяются в условиях высокой степени кооперации функциональных подразделений. Эти структуры основаны на особом механизме взаимодействия функциональных и проектно-целевых подсистем аппарата управления проектной организации. Главная особенность матричных структур состоит в обязательном выделении конкретного лица - руководителя проекта, наделенного всей полнотой ответственности за достижение цели проектирования и значительными правами распорядительства, которые делегируются ему вышестоящим руководством.
При одновременной разработке нескольких проектов в организационную структуру, как правило, вводится планово-производственное подразделение, главной задачей которого являются балансирование ресурсов, потребляемых всеми проектами, и обеспечение координации и текущих изменений в проектах
Выбор и обоснование состава функциональных задач является одним из важнейших элементов создания ЭИС. Состав функциональных подсистем определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности.
Принципы построения функциональных подсистем ЭИС:
• предметный;
• функциональный;
• проблемный;
• смешанный (предметно-функциональный).
С учетом предметной направленности в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами:
• управление сбытом готовой продукции;
• управление производством;
• управление материально-техническим снабжением;
• управление финансами;
• управление персоналом.
В экономической системе объект управления представляет собой подсистему
материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии:
сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных
процессов (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное производство,
снабжение, сбыт и др.)
БИЛЕТ № 7
1. Функциональная ориентация ЭИС
Структуру ЭИС можно представить как совокупность подсистем (рис. 1):
1. Подсистемы функционального назначения – поддержка функций управления хозяйствующим субъектом.
2. Обеспечивающие подсистемы: технологическое (система обработки данных), организационно-экономическое, математическое, программное, техническое, правовое, информационное и др.
Типовые функции управляющей системы, поддерживаемые ЭИС:
• Планирование деятельности – установление «плановых» значений управляемых параметров (формулировка требований к результатам деятельности объекта управления).
• Учет деятельности - «фактических» значений результатов деятельности объекта управления.
• Контроль деятельности – сопоставление плановых и фактических значений управляемых параметров.
• Анализ – выявление причин несоответствия плановых и фактических значений управляемых параметров.
• Регулирование – управляющее воздействие с целью обеспечения соответствия фактических значений плановым значениям.
Объектом управления ЭИС является некая «бизнес-система», которая рассматривается как целевая, открытая, социально-экономическая система, принадлежащая иерархической совокупности открытых внешних надсистем (рынок, государственные учреждения и пр.) и внутренних подсистем (отделы, цеха, бригады и пр.).
Рисунок 10
Деятельность бизнес-системы осуществляется согласно сформулированной миссии [ISO-15704], направленной на удовлетворение потребности заказчиков (потребителей производимого продукта или услуги). Миссия рассматривается также и как механизм, с помощью которого предприятие реализует свои цели и задачи, и как компромисс интересов рынка и компании (предмет конкурентной борьбы).
После определения миссии формируется дерева целей компании и дерево стратегий – перечень мероприятий для достижения стратегических целей. Управление компанией осуществляется в соответствии с разработанными различного вида стратегиями:
• корпоративные стратегии роста, интеграции и инвестиции бизнеса;
• продуктовые и конкурентные бизнес-стратегии;
• стратегии сегментации и продвижения продуктов на рынке;
• ресурсные стратегии по привлечению материальных, финансовых, человеческих и информационных ресурсов;
• функциональные стратегии качества;
• функциональные стратегии управления жизненным циклом продукции и др.
Деятельность бизнес-системы развивается в условиях партнерских отношений с поставщиками ресурсов и потребителями конечного продукта (работы, услуги), она обладает бизнес-потенциалом, который и определяет виды деятельности, рынки сбыта, место на рынке и др.
Функционал бизнес-системы - перечень бизнес-функций, функций менеджмента и функций обеспечения, требуемых для поддержания на регулярной основе указанных видов коммерческой деятельности, состав необходимых для этого ресурсов (материальных, человеческих, финансовых и информационных), а также организационная структура бизнес-системы.
Процесс управления требует сбора информации и диагностики состояния объекта управления, выявления и формулировки проблем, требующих решения. После этого возможно определение целей управления, подготовка альтернативных решений. Для выбора варианта решений применяется определенный критерий. В ходе реализации решения выполняется мониторинг (наблюдение и текущий анализ состояния бизнес- системы), на основании которого возможна как корректировка целей, так и методов решения проблем.
Функции и задачи управления:
1. Организация системы - полное, качественное выделение подсистем, описание их взаимодействий и структуры системы (как линейной, так и иерархической, сетевой или матричной).
2. Прогнозирование поведения системы, т.е. исследование будущего системы.
3. Планирование (координация во времени, в пространстве, по информации) ресурсов и элементов, подсистем и структуры системы, необходимых (достаточных - в случае оптимального планирования) для достижения цели системы.
4. Учет и контроль ресурсов, приводящих к тем или иным желаемым состояниям системы.
5. Регулирование - адаптация и приспособление системы к изменениям внешней среды.
6. Реализация тех или иных спланированных состояний, решений.
По характеру управления, охвата подсистем и подцелей (цели системы) управление может быть:
• стратегическое, направленное на разработку, корректировку стратегии поведения системы;
• тактическое, направленное на разработку, корректировку тактики поведения системы.
По времени управляющего воздействия системы могут быть долгосрочно и краткосрочно управляемые. Выявление управляющих параметров и их использование для управления системой может способствовать уменьшению сложности системы, что может сделать систему управляемой.
Для управления необходимо обеспечить превосходящее разнообразие управляющей системы. Например, управляемая система обладает разнообразием V(N1), а управляющая - V(N2). Цель управляющей системы – уменьшить значение V(N1) за счет изменения V(N2). Любое изменение V(N1) должно иметь отражение на V(N2), а именно, управляющая система может эффективно выполнять присущие ей функции управления лишь при условии, если верно неравенство V(N2) V(N1), так называемый принцип Эшби.
Для представления функций системы управления и их распределения по организационным уровням и подразделениям системы управления строятся функциональные модели, которые определяют информационные потоки между структурными подразделениями и пользователями ЭИС.
В компании выполняются бизнес-процессы, которые представляют собой потоки действия (работ), направленных на создание «ценности» для потребителей либо на обеспечение условий для выполнения бизнес-процессов. Процессное управление обеспечивает повышение эффективности деятельности компании, поскольку ориентировано на конечного потребителя. Для процессного управления создаются процессные потоковые модели - модели, описывающие процесс последовательного во времени преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какой-либо бизнес-функции или функции менеджмента, направленный на достижение стратегических целей. Сначала (на верхнем уровне) описывается логика взаимодействия участников процесса, а затем (на нижнем уровне) - технология работы отдельных специалистов на своих рабочих местах.
В совокупности функциональные и процессные модели определяют требования к данным, информационным технологиям и организации информационных потоков в ЭИС. Полная бизнес-модель компании - это совокупность функционально ориентированных информационных моделей (см. далее), на основе которой разрабатываются различного вида информационные модели, являющиеся основой построения ЭИС.
Существует большое многообразие методов получения информации об объекте управления: эмпирические, теоретические.
Эмпирические методы – это наблюдение (сбор первичной информации или эмпирических утверждений о системе), сравнение - установление общего и различного в исследуемой системе или системах, измерение - поиск, формулирование эмпирических фактов, эксперимент - целенаправленное преобразование исследуемой системы (систем) для выявления ее (их) свойств.
Эмпирико-теоретические методы:
1. Абстрагирование - установление общих свойств и сторон объекта (или объектов), замещение объекта или системы ее моделью.
2. Анализ - разъединение системы на подсистемы с целью выявления их взаимосвязей.
3. Декомпозиция - разъединение системы на подсистемы с сохранением их взаимосвязей с окружением.
4. Синтез - соединение подсистем в систему с целью выявления их взаимосвязей.
5. Композиция - соединение подсистем в систему с сохранением их взаимосвязей с окружением.
6. Индукция - получение знания о системе по знаниям о подсистемах; индуктивное мышление: распознавание эффективных решений, ситуаций и затем проблем, которые оно может разрешать.
7. Дедукция - получение знания о подсистемах по знаниям о системе; дедуктивное мышление: определение проблемы и затем поиск ситуации, его разрешающей.
8. Эвристики, использование эвристических процедур - получение знания о системе по знаниям о подсистемах системы и наблюдениям, опыту.
9. Моделирование (простое моделирование) и/или использование приборов - получение знания об объекте с помощью модели и/или приборов; моделирование основывается на возможности выделять, описывать и изучать наиболее важные факторы и игнорировать при формальном рассмотрении второстепенные.
10. Исторический метод - поиск знаний о системе путем использования ее предыстории, реально существовавшей или же мыслимой, возможной (виртуальной).
11. Логический метод - метод поиска знаний о системе путем воспроизведения ее некоторых подсистем, связей или элементов в мышлении, в сознании.
12. Макетирование - получение информации по макету объекта или системы, т.е. с помощью представления структурных, функциональных, организационных и технологических подсистем в упрощенном виде, сохраняющем информацию, которая необходима для понимания взаимодействий и связей этих подсистем.
13. Актуализация - получение информации с помощью активизации, инициализации смысла, т.е. переводом из статического (неактуального) состояния в динамическое (актуальное) состояние; при этом все необходимые связи и отношения (открытой) системы с внешней средой должны быть учтены (именно они актуализируют систему).
14. Визуализация - получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний актуализированной системы; визуализация предполагает возможность выполнения в системе операции типа "передвинуть", "повернуть", "укрупнить", "уменьшить", "удалить", "добавить" и т.д. (как по отношению к отдельным элементам, так и к подсистемам системы).
В последнее время также получили применение такие формы как деловые игры и ситуации, экспертные оценки (экспертное оценивание), имитация (подражание), верификация (сопоставление с опытом и заключение об обучении) и другие формы.
К чисто теоретическим методам относятся методы получения знаний:
1. Метод восхождение от абстрактного к конкретному, обеспечивает получение знаний о системе на основе знаний о ее абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении.
2. Метод идеализации – получение знаний о системе или о ее подсистемах путем мысленного конструирования, представления в мышлении систем и/или подсистем, не существующих в действительности.
3. Метод формализации – получение знаний о системе с помощью знаков или же формул, т.е. языков искусственного происхождения, например, языка математики (или математическое, формальное описание, представление).
4. Метод аксиоматизации – получение знаний о системе или процессе с помощью некоторых, специально для этого сформулированных аксиом и правил вывода из этой системы аксиом.
5. Метод виртуализации – получение знаний о системе созданием особой среды, обстановки, ситуации (в которую помещается исследуемая система и/или ее исследующий субъект), которую реально, без этой среды, невозможно реализовать и получить соответствующие знания.
Выбор методов получения информация зависит целиком от природы объекта и функций управления, методы предполагают определенную форму представления результатов. Для теоретического осмысления наиболее приемлемо модельное описание бизнес-системы и протекающих в ней процессов, в том числе информационных.
8. Экономические информационные системы
Экономические информационные системы (ЭИС) предназначены для поддержки управления хозяйствующим субъектом. ЭИС – разновидность ИС, для которой специфичен объект управления – хозяйствующий субъект, деятельность которого связана с производством работ, выпуском продукции, оказанием услуг (производственного и непроизводственного назначения). ЭИС является частью системы управления.
По сфере применения (предметной области) ЭИС можно классифицировать следующим образом:
- банковские ЭИС;
- ЭИС фондового рынка;
- страховые ЭИС;
- налоговые ЭИС;
- статистические ЭИС;
- ЭИС промышленных предприятий;
- ЭИС предприятий и организаций непромышленной сферы;
- ЭИС предприятий и организаций сферы быта и сервиса;
- ЭИС туризма и гостиничного хозяйства и т.д
По охватываемым задачам (поддерживаемым предметным технологиям) ЭИС можно классифицировать следующим образом:
- ЭИС бухгалтерского учета (или бухгалтерии ИС);
- ЭИС материально-технического снабжения;
- ЭИС маркетинга;
- ЭИС планирования и прогнозирования;
- ЭИС складского хозяйства;
- ЭИС основным производством;
- ЭИС управления персоналом (кадрами) и т.д.
Экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо экономического объекта реального мира.
Бухгалтерский учет
Это классическая область применения информационных технологий и наиболее часто реализуемая на сегодняшний день задача. Такое положение вполне объяснимо. Во-первых, ошибка бухгалтера может стоить очень дорого, поэтому очевидна выгода использования возможностей автоматизации бухгалтерии. Во-вторых, задача бухгалтерского учета довольно легко формализуется, так что разработка систем автоматизации бухгалтерского учета не представляет технически сложной проблемы.
Управление финансовыми потоками
Внедрение информационных технологий в управление финансовыми потоками также обусловлено критичностью этой области управления предприятия к ошибкам. Неправильно построив систему расчетов с поставщиками и потребителями, можно спровоцировать кризис наличности даже при налаженной сети закупки, сбыта и хорошем маркетинге, И наоборот, точно просчитанные и жестко контролируемые условия финансовых расчетов могут существенно увеличить оборотные средства фирмы.
Управление складом, ассортиментом, закупками
Далее, можно автоматизировать процесс анализа движения товара, тем самым отследив и зафиксировав те двадцать процентов ассортимента, которые приносят восемьдесят процентов прибыли. Это же позволит ответить на главный вопрос - сак получать максимальную прибыль при постоянной нехватке средств?
Управление производственным процессом
Управление производственным процессом представляет собой очень трудоемкую задачу. Основными механизмами здесь являются планирование и оптимальное управление производственным процессом.
Автоматизированное решение подобной задачи дает возможность грамотно планировать, учитывать затраты, проводить техническую подготовку производства, оперативно управлять процессом выпуска продукции в соответствии с производ-твенной программой и технологией.
Управление маркетингом
управление маркетингом подразумевает сбор и анализ данных о фирмах-конкурентах, их продукции и ценовой политике, а также моделирование параметров внешнего окружения для определения оптимального уровня цен, прогнозирования прибыли и планирования рекламных кампаний. Решение большинства этих задач могут быть формализованы и представлены в виде информационной системы, позволяющей существенно повысить эффективность управления маркетингом.
Документооборот
Документооборот является очень важным процессом деятельности любого предприятия. Хорошо отлаженная система учетного документооборота отражает реально происходящую на предприятии текущую производственную деятельность и дает управленцам возможность воздействовать на нее. Поэтому автоматизация документооборота позволяет повысить эффективность управления.
Оперативное управление предприятием
Информационная система, решающая задачи оперативного управления предприятием, строится на основе базы данных, в которой фиксируется вся возможная информация о предприятии. Такая информационная система является инструментом для управления бизнесом и обычно называется корпоративной информационной системой.
Классификация по сфере применения
По сфере применения информационные системы обычно подразделяются на четыре группы
1. системы обработки транзакций;2. системы принятия решений;
3. информационно-справочные системы; 4. офисные информационные системы.
9.10.Информационно-технологическая архитектура ЭИС (клиент-серверная архитектура: "толстый" клиент, тонкий клиент)
Толстый клиент имеет на рабочей станции приложение, выполняющее обработку запроса и полученной выборки.
Тонкий клиент содержит минимальное приложение.Вся обработка перенесена на сервер приложений.
Термин "клиент-сервер" означает такую архитектуру программного комплекса, в которой его функциональные части взаимодействуют по схеме "запрос-ответ". Если рассмотреть две взаимодействующие части этого комплекса, то одна из них (клиент) выполняет активную функцию, т. е. инициирует запросы, а другая (сервер) пассивно на них отвечает. По мере развития системы роли могут меняться, например некоторый программный блок будет одновременно выполнять функции сервера по отношению к одному блоку и клиента по отношению к другому.
Заметим, что любая информационная система должна иметь минимум три основные функциональные части - модули хранения данных, их обработки и интерфейса с пользователем. Каждая из этих частей может быть реализована независимо от двух других. Например, не изменяя программ, используемых для хранения и обработки данных, можно изменить интерфейс с пользователем таким образом, что одни и те же данные будут отображаться в виде таблиц, графиков или гистограмм. Не меняя программ представления данных и их хранения, можно изменить программы обработки, например изменив алгоритм полнотекстового поиска. И наконец, не меняя программ представления и обработки данных, можно изменить программное обеспечение для хранения данных, перейдя, например, на другую файловую систему.
В классической архитектуре клиент-сервер приходится распределять три основные части приложения по двум физическим модулям. Обычно ПО хранения данных располагается на сервере (например, сервере базы данных), интерфейс с пользователем - на стороне клиента, а вот обработку данных приходится распределять между клиентской и серверной частями. В этом-то и заключается основной недостаток двухуровневой архитектуры, из которого следуют несколько неприятных особенностей, сильно усложняющих разработку клиент-серверных систем.
При разбиении алгоритмов обработки данных необходимо синхронизировать поведение обеих частей системы. Все разработчики должны иметь полную информацию о последних изменениях, внесенных в систему, и понимать эти изменения. Это создает большие сложности при разработке клиент-серверных систем, их установке и сопровождении, поскольку необходимо тратить значительные усилия на координацию действий разных групп специалистов. В действиях разработчиков часто возникают противоречия, а это тормозит развитие системы и вынуждает изменять уже готовые и проверенные элементы.
Чтобы избежать несогласованности различных элементов архитектуры, пытаются выполнять обработку данных на одной из двух физических частей - либо на стороне клиента ("толстый" клиент), либо на сервере ("тонкий" клиент, или архитектура, называемая "2,5- уровневый клиент-сервер"). Каждый подход имеет свои недостатки. В первом случае неоправданно перегружается сеть, поскольку по ней передаются необработанные, а значит, избыточные данные. Кроме того, усложняется поддержка системы и ее изменение, так как замена алгоритма вычислений или исправление ошибки требует одновременной полной замены всех интерфейсных программ, а иначе могут возникнуть ошибки или несогласованность данных. Если же вся обработка информации выполняется на сервере (когда такое вообще возможно), то возникает проблема описания встроенных процедур и их отладки. Дело в том, что язык описания встроенных процедур обычно является декларативным и, следовательно, в принципе не допускает пошаговой отладки. Кроме того, систему с обработкой информации на сервере абсолютно невозможно перенести на другую платформу, что является серьезным недостатком.
Большинство современных средств быстрой разработки приложений (RAD), которые работают с различными базами данных, реализует первую стратегию, т. е. "толстый" клиент обеспечивает интерфейс с сервером базы данных через встроенный SQL. Такой вариант реализации системы с "толстым" клиентом, кроме перечисленных выше недостатков, обычно обеспечивает недопустимо низкий уровень безопасности. Например, в банковских системах приходится всем операционистам давать права на запись в основную таблицу учетной системы. Кроме того, данную систему почти невозможно перевести на Web-технологию, так как для доступа к серверу базы данных используется специализированное клиентское ПО.
Итак, рассмотренные выше модели имеют следующие недостатки.
1. "Толстый" клиент:
* сложность администрирования;
* усложняется обновление ПО, поскольку его замену нужно производить одновременно по всей системе;
* усложняется распределение полномочий, так как разграничение доступа происходит не по действиям, а по таблицам;
* перегружается сеть вследствие передачи по ней необработанных данных;
* слабая защита данных, поскольку сложно правильно распределить полномочия.
2. "Толстый" сервер:
* усложняется реализация, так как языки типа PL/SQL не приспособлены для разработки подобного ПО и нет хороших средств отладки;
* производительность программ, написанных на языках типа PL/SQL, значительно ниже, чем созданных на других языках, что имеет важное значение для сложных систем;
* программы, написанные на СУБД-языках, обычно работают недостаточно надежно; ошибка в них может привести к выходу из строя всего сервера баз данных;
* получившиеся таким образом программы полностью непереносимы на другие системы и платформы.
Для решения перечисленных проблем используются многоуровневые (три и более уровней) архитектуры клиент-сервер.
Многоуровневые архитектуры клиент-сервер
Такие архитектуры более разумно распределяют модули обработки данных, которые в этом случае выполняются на одном или нескольких отдельных серверах. Эти программные модули выполняют функции сервера для интерфейсов с пользователями и клиента - для серверов баз данных. Кроме того, различные серверы приложений могут взаимодействовать между собой для более точного разделения системы на функциональные блоки, выполняющие определенные роли. Например, можно выделить сервер управления персоналом, который будет выполнять все необходимые для управления персоналом функции. Связав с ним отдельную базу данных, можно скрыть от пользователей все детали реализации этого сервера, разрешив им обращаться только к его общедоступным функциям. Кроме того, такую систему очень просто адаптировать к Web, поскольку проще разработать html-формы для доступа пользователей к определенным функциям базы данных, чем ко всем данным.
В трехуровневой архитектуре "тонкий" клиент не перегружен функциями обработки данных, а выполняет свою основную роль системы представления информации, поступающей с сервера приложений. Такой интерфейс можно реализовать с помощью стандартных средств Web-технологии - браузера, CGI и Java. Это уменьшает объем данных, передаваемых между клиентом и сервером приложений, что позволяет подключать клиентские компьютеры даже по медленным линиям типа телефонных каналов. Кроме того, клиентская часть может быть настолько простой, что в большинстве случаев ее реализуют с помощью универсального браузера. Но если менять ее все-таки придется, то эту процедуру можно осуществить быстро и безболезненно. Трехуровневая архитектура клиент-сервер позволяет более точно назначать полномочия пользователей, так как они получают права доступа не к самой базе данных, а к определенным функциям сервера приложений. Это повышает защищенность системы (по сравнению с обычно архитектурой) не только от умышленного нападения, но и от ошибочных действий персонала.
Для примера рассмотрим систему, различные части которой работают на нескольких удаленных друг от друга серверах. Допустим, что от разработчика поступила новая версия системы, для установки которой в двухуровневой архитектуре необходимо одновременно поменять все системные модули. Если же этого не сделать, то взаимодействие старых клиентов с новыми серверами может привести к непредсказуемым последствиям, так как разработчики обычно не рассчитывают на такое использование системы. В трехуровневой архитектуре ситуация упрощается. Дело в том, что поменяв сервер приложений и сервер хранения данных (это легко сделать одновременно, так как оба они обычно находятся рядом), мы сразу меняем набор доступных сервисов. Таким образом, вероятность ошибки из-за несоответствия версий серверной и клиентской частей резко сокращается. Если в новой версии какой-либо сервис исчез, то элементы интерфейса, обслуживавшие его в старой системе, просто не будут работать. Если же изменился алгоритм работы сервиса, то он будет корректно работать даже со старым интерфейсом.
Многоуровневые клиент-серверные системы достаточно легко можно перевести на Web-технологию - для этого достаточно заменить клиентскую часть универсальным или специализированным браузером, а сервер приложений дополнить Web-сервером и небольшими программами вызова процедур сервера. Для разработки этих программ можно использовать как Common Gateway Interface (CGI), так и более современную технологию Java.
Следует отметить и тот факт, что в трехуровневой системе по каналу связи между сервером приложений и базой данных передается достаточно много информации. Однако это не замедляет вычислений, так как для связи указанных элементов можно использовать более скоростные линии. Это потребует минимальных затрат, поскольку оба сервера обычно находятся в одном помещении. Таким образом, увеличивается суммарная производительность системы - над одной задачей теперь работают два различных сервера, а связь между ними можно осуществлять по наиболее скоростным линиям с минимальными затратами средств. Правда, возникает проблема согласованности совместных вычислений, которую призваны решать менеджеры транзакций - новые элементы многоуровневых систем.